Методика Монтессори Доводы одного родителя

Обработка видео...

Основные принципы методики Марии Монтессори: «Помоги мне сделать самому!»
Свобода выбора
Ребенок сам выбирает материал из всего разнообразия среды, он может сам решать когда его взять и как долго с ним заниматься.
Роль взрослого должна быть минимальной. «Помоги мне сделать самому!» - вот главный девиз методики.
Тем самым ребенок учится прислушиваться к своему ритму развития, той самой природе, которая движет любым ребенком на пути его жизненного становления. Он проявляет инициативность, несет ответственность за свой выбор.
Специально подготовленная среда
Среда представляет собой специально подобранный дидактический материал с четкой логикой построения. В этом материале присутствуют все необходимые компоненты для разностороннего развития ребенка в зависимости от его возраста и сензитивных периодов. 
Таким образом ребенок приходя в среду может выбрать действительно то, что ему нужно в данный момент, реализовывая свою программу всестороннего развития.
Еще один важный момент – все материалы представлены в единственном варианте, второго такого материала в среде нет. И если ребенок хочет взять материал, которым уже занимается кто-то другой, ему придется подождать.
Тем самым ребенок учится терпению столь необходимому в нашей жизни.
Контроль ошибок
В каждой материале заложен контроль ошибок. Т.е ребенок самостоятельно, не прибегая к помощи взрослого (принцип безоценочности) может проверить правильность выполнения и при необходимости исправить ошибку.
Это позволяет развивать не только инициативность, но и позитивную самооценку, реально оценивать свои силы, заниматься тем, чем хочется «не по указке», а потому что действительно есть желание.
Наличие правил в среде
В Монтессори среде наряду со свободами:
  • Выбор деятельности
  • Выбор способа работы
  • Выбор продолжительности работы
  • Выбор партнера
  • Выбор в общении
  • Выбор места работы
существуют и свои правила:
  • Не мешать другим (соблюдать тишину, не бегать и не кричать, для этого есть специальное место и время)
  • Работать можно за столиками или на специальных ковриках
  • Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Нельзя без разрешения влазить в деятельность другого ребенка.
  • Поработал, убери на то место, где стоял материал и в том виде, в котором брал
  • Материал должен использоваться по назначению
Ребенок учится:
  • порядку как в пространстве, так и в собственным мыслях
  • доводить начатое до конца
  • делать выбор и обустраивать свое рабочее пространств
  • прислушиваться к желаниям других людей
Все это помогает как развитию самодисциплины, там и понимаю и принятию общественных норм и правил
Наставник (монтессори-педагог)
Роль педагога внешне кажется малозначительной и малозаметной. Он стоит, смотрит, что-то фиксирует, не проявляя никаких активных действий, к которым мы привыкли в традиционном обучении.
Но это только на первый взгляд. Насколько наблюдателен и психологически компетентен педагог, зависит адекватная помощь ребенку. Он должен хорошо знать презентации материала и должен во время показать ребенку эту презентацию, чтобы в дальнейшем он смог работать самостоятельно.
В работу ребенка педагог имеет право вмешиваться, только если нарушаются основные правила (угрожает жизни и здоровью самому ребенку или другому ребенку)/
Правильные и своевременные презентации помогаю ребенку быстро и эффективно освоить материал. А значит развить память, логику, умение работать по образцу, научиться максимально концентрировать свое внимание на интересующем материале.
Разновозрастность группы
В каждой группе Монтессори должны быть дети разного возраста, потому что и в жизни мы не встречаемся с людьми только одного возраста.
Используя это принцип мы как нельзя лучше развиваем социальные навыки у наших детей. Младшие учатся у старших, старшие помогают младшим . Дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу, формируется чувство взаимопомощи, ответственности.
Многочисленность группы
«Если в классе много детей, различия их характеров выявляются лучше, опыт более разнообразен. Если же детей мало, то картина будет совершенно иной. Именно опыт общения совершенствует ребенка» - М.Монтессори.
Отсутствие соревнования между детьми
Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому нет смысла сравнивать его с другим ребенком. Мы можем только проводить периодическую диагностику достижений ребенка относительно его самого.
Это позволяет ребенку развивать позитивную самооценку и уверенность в себе.
Подход к обучению в Монтессори
Подход Монтессори предполагает, что образование — это проводник ребёнка по его жизненному пути. Метод, разработанный итальянским антропологом и доктором Марией Монтессори, основан на наблюдении за естественным развитием ребенка и создании среды, удовлетворяющей уникальным потребностям и интересам каждого ребенка. Дети во всем мире уже много лет пользуются огромными преимуществами системы Монтессори.
Три краеугольных камня методики – это ребёнок, среда и педагог.
Ребенок 
Система Монтессори отличается отношением к ребенку как к неповторимой личности, в которой заложена огромная внутренняя личная мотивация к познанию и саморазвитию. Задача взрослого — сберечь и развить эту мотивацию. 
Впитывающий разум ребёнка в ранние годы от 0 до 6 лет как губка вбирает в себя всё, что его окружает — знания, эмоции и поведение окружающих, культуру. Все, что происходит с ребенком в этот критически важный период, отражается на всей последующей жизни человека.

Среда
Согласно методике Монтессори, среда в первую очередь должна отвечать естественным потребностям и интересам ребенка. Центральное ядро среды — это развивающие материалы, которые разработала сама Мария Монтессори на основе многолетних наблюдений за детьми во всем мире. Эти материалы не стимулируют и не ускоряют развитие — они соответствуют естественным психофизиологическим потребностям ребенка в каждом возрасте.

Педагог
Монтессори-педагога можно сравнить с наставником, ментором, фасилитатором образовательного процесса. Учителя в Монтессори-классе направляют ребенка, а не управляют им. Они не делятся готовыми знаниями, а предоставляют возможности для самостоятельного познания. «Великий знак успеха для учителя — это возможность сказать, что дети работают, как если бы меня вообще не существовало».

Задача педагога — наблюдать за каждым ребёнком, выявлять его потребности развития в настоящий момент и адаптировать среду в соответствии с меняющимися потребностями.
Личностное развитие:
  • Познавательная мотивация – ребёнок привыкает учиться с удовольствием, любит заниматься, с радостью узнаёт новое, сам себе ставит познавательные задачи, интересуется окружающим миром. Он не боится сделать ошибку, поэтому обучение не тормозится боязнью неудачи.
  • Умение работать – организованность, ответственность, сосредоточенность, умение подготовить рабочее место, умение довести начатое дело до конца, включая уборку за собой рабочего пространства.
  • Социализация – ребёнок умеет дружить и работать в команде, уважает окружающих людей, их работу, интересы и индивидуальные особенности, умеет понимать и называть


  • чувства других, умеет ждать своей очереди, может попросить о помощи и, с другой стороны, видит, где нужна его помощь и может по своей инициативе её оказать. Хорошие навыки общения облегчают нашим детям вхождение в новые коллективы.
  • Самостоятельность – уверенность в себе, своих силах, независимость от окружающих во многих аспектах, очень хорошо развитые навыки самообслуживания (вопросы еды, одежды, туалета и т.п.), умение и потребность просить о помощи только тогда, когда она действительно нужна, мотивация добиваться успеха самостоятельно.
  • Самосознание – ребёнок в контакте с собой, со своим внутренним миром, понимает свои желания и чувства, умеет делать выбор и нести ответственность за него, чувствует, когда необходим отдых, а когда, наоборот, есть ресурсы интенсивно работать, у него формируется позитивный образ Я и адекватная самооценка. Развитое чувство собственного достоинства являются лучшим залогом будущих успехов в
Познавательное развитие:
  • Память: ребёнок помнит очень длинные алгоритмы работы с разнообразными материалами, есть привычка и умение легко и естественно запоминать информацию.
  • Внимание: ребёнок умеет сосредоточенно работать, глубоко концентрировать внимание на задаче, умеет замечать тонкости и важные моменты как в работе, так и в окружающем мире в целом.
  • Мышление: очень эффективно развиваются логические способности, умение видеть закономерности, устанавливать причинно-следственные связи; развиваются аналитические способности, в том числе умение найти и исправить свои собственные ошибки; умение осваивать навык поэтапно.
  • Воображение и творчество: ребёнок умеет и любит творить спонтанно, создавать из различных материалов – бумага, картон, краски, пластилин, тесто, клей, природные материалы и т.п.
  • Сенсорное восприятие: развитие таких сенсорных качеств, как различение оттенков цветов, веса, объёма, размера, длины, звука, запаха и многое другое.
Дидактические материалы в Монтессори-классе расположены в строгом порядке, они объединены в серии и направлены на то, чтобы дать ребёнку максимально чёткое представление об окружающем мире. Серии развивающих материалов подобраны так, чтобы ребёнок мог взять, потрогать и исправить их, при этом максимально развивая все свои способы восприятия окружающего мира.
Класс состоит из 5-ти зон:
  • Зона упражнений повседневной деятельности (переливание, пересыпание, застёжки и задвижки, шнуровки, бантики и так далее) – тренируются навыки, необходимые в практической жизни ребёнка: мытьё посуды, стирка, сервировка стола, уход за растениями и так далее.
  • Зона сенсорного воспитания – развитие зрения: зрительной памяти, цветового восприятия; развитие логического мышления; развитие осязания: различения температуры, структуры поверхности, веса; развитие вкуса; развитие обоняния; развитие слуха.
  • Математическая зона – знакомство с числами и количествами, системой счисления, обучение арифметическим операциям.
  • Зона русского языка – расширение словарного запаса, звуковые игры, подготовка к обучению и обучение письму, чтению.
  • Зона космоса – освоение основ биологии, географии, физики, химии, астрономии и так далее для создания целостного мировосприятия.

Материалы размещаются в классе в единственном экземпляре, что позволяет тренировать у детей социальные навыки. Размещены они в свободном доступе, на такой высоте, чтобы ребёнок мог самостоятельно их взять.
Нововведением российских Монтессори-педагогов стала программа раннего развития детей в возрасте от 8-ми месяцев до 3-х лет с использованием методики Монтессори. Она была разработана и опубликована Ассоциацией Монтессори-педагогов России в 2004 году. Согласно этой программе, монтессори-среда для малышей состоит из следующих зон:
  • Зона крупной моторики
  • Зона причинно-следственных связей, или зона перехода к действию
  • Зона сенсорного развития
  • Зона упражнений с водой
  • Зона мелкой моторики
  • Зона развития речи
  • Зона изобразительного искусства.
Занятия в группах для самых маленьких проходят в присутствии не только Монтессори-педагога, но и одного из родителей малыша.